| 29.04.2024
Сегодня 30 апреля в нашем храме престольный праздник. Совершается память священномученика Симеона епископа Персидского.
Настоятель нашего храма протоиерей Андрей Пашнин отслужил праздничную Литургию в храме сщмч. Симеона еп. Персидского. После Литургии был совершен крестный ход. Прихожане нашего храма несли хоругви и икону сщмч. Симеона еп. Персидского. Во время крестного хода отец настоятель и протоиерей Николай Фарковец прочитали Евангелие и всех присутствующих окропили Святой водой. По окончании крестного хода настоятель благословил всех молящихся иконой сщмч. Симеона и произнес проповедь.
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!
Сегодня наш престольный праздник. Мы собрались здесь на Божественной Литургии, чтобы почтить память нашего ходатая, нашего заступника и покровителя - сщмч. Симеона еп. Персидского.
Но как нам достойно почтить память этого святого. По-видимому, "не одними песнословиями", как говорит святой Иоанн Златоуст, а всей жизнью нашей, в верности истине, в стоянии в ней, в том, что называется бескровным мученичеством.Никто не может избежать мученичества - не только в смысле неминуемости для всех скорбей и смертных страданий, но также в том смысле, что христианство - всегда есть мученичество. Не от нас зависит принять мученическую смерть за Христа на арене цирка, в газовой камере или в концлагерях, а от политических обстоятельств, в которых мы живем. Но от нас зависит принять или отвергнуть крест, который дает нам Господь.
Святой Киприан Карфагенский говорит о "красном" и "белом" мученичестве, различая между "красным мученичеством крови" во времена гонений и "белым мученичеством самоотдачи" во времена мира. Чтобы нам стала более понятна неразрывная связь между тем и другим мученичеством, вспомним известные события из жизни преподобного Антония Великого, отца монашества, когда во время гонений императора Максимиана он оставил пустыню и пришел в Александрию, чтобы укрепить мучеников своим благодатным словом, будучи готов и сам пострадать. Но Господь не сподобил его мученической кончины, и когда гонения закончились, он возвратился в пустыню, усилив свои подвиги, "страдая как мученик каждый день в своей совести", как пишет о нем святитель Афанасий Великий.
Мы знаем известное изречение древних отцов: Отдай кровь и прими Дух", знаем, что без пролития крови не бывает исполнения какой-либо заповеди. Все мы часто повторяем слова преподобного Силуана Афонского: "Молиться за других - это кровь свою проливать" и слова святого Варсонофия Великого: "Отвергнуться своей воли есть пролитие крови".
Но разве это сокровенное мученичество привилегия одних монахов? Живущие в миру, в браке или в одинокой жизни, также призываются к мученичеству. Жизнь в семье предполагает именно это отсечение своей воли, которое есть "пролитие крови". Взаимная любовь, дающая радость, должна быть жертвенной. Вот почему святой Иоанн Златоуст говорит, что первый вопрос, который мы услышим не Страшном суде, будет: "Где ваши дети?" Брак - это радость, но радость крестная. Радость, которую имела святая Елена, "егда обрете честный Крест", как говорится в молитвах таинства венчания.
Венцы, которыми украшают головы жениха и невесты - знаки победы, одержанной ими в борьбе против греховных страстей, и в то же время - это мученические венцы. Без сокровенного мученичества, без принятого вольного страдания не может быть подлинного брака. И когда с венцами над головой трижды проходят они по кругу таинства, священник несет перед ними крест и хор поет: "Святии мученицы, добре страдавшии и венчавшиеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим". Мужья и жены, так же как монахи и монахини - крестоносцы и мученики.
Точно также это относится и к тем, кто живет одинокой жизнью. Тем, кто не сами добровольно приняли подвиг девства, но не вступили в брак потому, что им это не было дано. В современном обществе, где разрушается институт брака и монашества в наших приходах становится все больше таких людей. В нашей богословской литературе почти не раскрыты особенности этого подвига, а между тем речь здесь идет об исключительном роде мученичества. Весь вопрос в том, как им научиться принять внутренне этот крест, чтобы половинчатость жизни могла стать избыточествующей полнотой - как это было с Великой княгиней Соломонией Сабуровой (преподобной Софией Суздальской), которая предательством мужа насильно была пострижена в монашество. Вместо того, чтобы отчаяться, она невольный жребий приняла как вольный и получила за это от Господа ни с чем не сравнимый дар благодати.
Между мученичеством крови и внутренним мученичеством существует очевидная разница. Во время гонения мученик приносит раз и навсегда единую и всеохватывающую жертву - себя. Мученик монашества, брака или одинокой жизни призывается к постоянной, длящейся всю его жизнь, самоотдаче. не к одной большой жертве, а к множеству малых жертв. "Кто хочет быть моим учеником, - говорит Господь, - тот да возьмет свой крест на каждый день и следует за Мною". Этот скорбный путь - путь радости, оттого что мученик - свидетель не только Креста Христова, но и Воскресения.
Дай нам Бог, чтобы наше повседневное мученичество стало непрерывным и непреметным сиянием по сказанному: "Кровь мучеников - семя Церкви". Только в этом наша надежда на расцвет Церкви, на возрождение России, на победу над диаволом. Аминь."
... |